Работа с родителями

Формы работы с родителями в дополнительном образовании 
(материал разработан педагогом и опубликован в журнале "Вестник дополнительного образования"№ 6, 2016 год https://folklor-lada.blogspot.com/2016/08/blog-post.html)
   Семья-это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность[1]. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями. 
   Работа с семьей осуществляется через непосредственное взаимодействие с родителями. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. 
  Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования. 
   Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются при организации работы с детьми. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. 
Существуют самые разнообразные формы работы с семьей. 
Формы работы с родителями в дополнительном образовании[2] 
Анкетирование-                                                                               Консультации индивидуальные 
Выставки -                                                                                        Беседы 
Конкурсы -                                                                                       Родительские собрания 
Экскурсии -                                                                                      Совместные праздники 
Круглый стол-                                                                                 Трудовой десант 
Акция милосердия «книжка» -                                                      Субботники 
Спортивные соревнования семей-                                                Родительские чтения 
Презентации для родителей-                                                         Личный сайт 
Индивидуальные встречи 
«Разговор по душам» -                                                                  День открытых дверей 
Информационные стенды -                                                           Родительский уголок 
  Досуговые направления в работе с родителями оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, но и самыми трудными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношении, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. 
   Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс. 
    Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане. 
Задачи сотрудничества с родителями [3; с. 54]: 
- Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. 
- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. 
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. 
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 
В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы [4; с. 21]: 
- образование – (целенаправленное воздействие на ребенка), 
- семью (основной институт социализации личности) 
- социум (стихийное влияние «улицы»). 
  Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. 
  Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции. 
Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. 
Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в фольклорном ансамбле «Лада» МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ». 
Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений [5]: 
- социологического исследования семей и психолого-педагогических просвещение родителей 
- вовлечения родителей в организацию учебно-воспитательный процесс, 
- привлечения к участию в управлении студией. 
Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых. 
Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы: 
- открытые уроки; 
- праздники (ярмарки, выступления); 
- изготовлении раздаточного материала к занятиям; 
- совместные экскурсии и поездки; 
- творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях. 
Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность фольклорного ансамбля «Лада» не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят к нам не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел. 
Родители принимают активное участие в жизни ансамбля. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в концертах, выставках, поездках. 
Следует отметить, что родители мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей, посещающих занятия и воспитательные мероприятия. 
В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них: 
- открытое учебное занятие с приглашением родителей воспитанников; 
- посещение выставок в местном краеведческом музее и выставочных залов, а также экскурсии, где дети и родители знакомятся с современным искусством и народными промыслами родного края; 
- сотрудничество с психологической службой, цель которого помочь родителям узнают своего ребёнка; 
- тематические родительские собрания; 
- индивидуальные и групповые консультации; 
- встречи родителей с руководителем и педагогами отдела; 
- коллективный просмотр выполненных работ после каждого занятия; 
- совместные чаепития, досуг родителей и детей; 
- совместные праздники и конкурсы «Покровская ярмарка», «Международный день музыки», «Этой осени краски». 
Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. 
Одним из самых эффективных способов укрепления педагогического сотрудничества с родителями являются традиционные мероприятия. К ним можно отнести ярмарка для детей и их родителей «Покровская ярмарка». Это всплеск творческой энергии, свободного общения детей и взрослых. Каждый год такое мероприятие может иметь различную форму проведения. Это коллективное дело, развивающее и активизирующее творческие способности каждого участника, способствующее созданию благоприятного психологического климата в ансамбле. 
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи, о которой так емко говорится в поэтических строках: 
Семья – тепло, очаг и кров, 
Семья – основа всех основ. 
Здесь каждый счастлив, каждый рад, 
В семье царят пусть мир и лад! 
Список литературы:
1. Алиева И.И. Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей. // МБОУ ДОД ЦРТДиЮ. г. Нерюнгри. 

2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения). 

3. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М., 2012. - 154 с. 

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50. 5. Фольклорный ансамбль "Лада" // http://folklor-lada.blogspot.ru/
 Совместная деятельность  родителей и обучающихся в  фольклорном ансамбле "Лада" 
2018-2019 год
2017-2018 год 
  • В течение учебного года с обучающимися и родителями объединения Л.М. Дмитриева проводились игровые программы на сплоченность коллектива выявление коммуникативных качеств, умения общения друг с другом, анкетирование «Микроклимат в коллективе». Участники- дети и родители младшей группы (всего:15 человек) https://folklor-lada.blogspot.com/2017/05/blog-post_69.html
  • В течение апреля 2018 года -участие семьи Пастуховых (Яроцких) в институциональном конкурсе «Семья года» (участники) 
  • 23.05.2018 г. Участие в концертной программе «Праздник Семьи» СШ№2 (ФГОС)
  • 26.12. 2017г. «К нам идет Новый год!»
  • 18.02.2018г. «Ты прощай, наша Масленица!» https://folklor-lada.blogspot.ru/2018/02/blog-post_19.html
2016-2017 год
  • В течение учебного года ежемесячно были организованы и проведены встречи для участников семейного клуба «Надежда». Семья Шубиных принимала участие во всех мероприятиях: 
  • Участие семейных клубов ЦДТ в городском фестивале «Семья-источник вдохновения» Шубина Диана представила ЦДТ клуб «Надежда» декабрь 2016 года http://maoudodcdt.blogspot.ru/2016/12/blog-post_21.html
  • 03.2017 г. Праздничный концерт, посвященный 8 марта, совместно с творческим объединением Роговцевой А. Г. собрание в коллективах. (19 родителей) 
  • Участие семьи Верховых в конкурсе ЦДТ «Семья года» - 1 место в конкурсе. http://folklor-lada.blogspot.ru/2017/04/2017.html
  • Встреча Весны в клубе «Надежда» - проведение блока «Закликание Весны» (консультации специалистов – психологов ЦДТ) http://folklor-lada.blogspot.ru/2017/03/blog-post.html (12 родителей) 
  • В течение учебного года с обучающимися и родителями объединения Л.М. Дмитриева проводились различные мероприятия в рамках курса «Психология общения» http://folklor-lada.blogspot.ru/2017/05/blog-post_69.html
  • 14.05.2017 г. Участие педагога в дне открытых дверей для родителей и детей города на базе ЦДТ, Спортивная, 3
2015-2016 год 
  • «Покровская ярмарка» -для обучающихся и родителей ЦДТ
  • Городской конкурс семейного творчества "Для тебя мама!" ЦДТ ноябрь 2015 г. (2 место) http://folklor-lada.blogspot.ru/2015/11/blog-post_29.html
  • 25.02.2016 г. Организация и проведение встречи для участников семейного клуба «Надежда» «Праздник для пап и мам» (консультации специалистов-психологов)- http://folklor-lada.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html Приказ №213 от 30.03.2016 г. 
  • 26.04.16 г. Итоговое родительское собрание Центра детского творчества «Творческий мир наших детей» (5 чел) http://maoudodcdt.blogspot.ru/2016/04/blog-post_26.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий