Формирование общекультурной компетентности через приобщение к народной культуре
(выступление на педагогическом совете Центра детского творчества, апрель 2017 год)
«Воспитание, если оно не хочет
быть бессмысленным, должно
быть народным… Только
народное воспитание является
живым органом в историческом
процессе народного организма».
К. Д. Ушинский
Дополнительное образование, органически
сочетает различные виды организации
содержательного досуга (праздники, творчество, отдых, развлечения) с различными
формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей.
В истории образования выделено три
подхода к разработке стандартов, но мы с вами более подробно остановимся на
компетентностном подходе.
Говоря о реализации компетентностного
подхода в музыкальном отделе Центра детского творчества, хочу представить опыт
работы в данном направлении ансамбля народной песни «Лада». Ансамбль «Лада»
существует с 1997 года.
Его руководителем является Финк Елена Анатольевна. За это время сложились коллективные отношения, основанные на творческом взаимодействии взрослых и детей. Сегодня в ансамбле насчитывается около 80 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Работу с детьми помогают вести квалифицированные концертмейстеры. Мы реализуем программу, целью которой является развитие творческой личности, способной к реализации через изучение музыкального фольклора, устного народно творчества, формирование ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».
Его руководителем является Финк Елена Анатольевна. За это время сложились коллективные отношения, основанные на творческом взаимодействии взрослых и детей. Сегодня в ансамбле насчитывается около 80 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Работу с детьми помогают вести квалифицированные концертмейстеры. Мы реализуем программу, целью которой является развитие творческой личности, способной к реализации через изучение музыкального фольклора, устного народно творчества, формирование ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».
В основе педагогической
деятельности - формирование у
обучающихся ключевых компетенций. Более подробно хочется остановиться на формировании
общекультурных компетенций.
1.Что относится к общекультурным компетенциям?
Это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
2. Какие компетенции формирует
народная культура? Это духовность и культура, гражданское и правовое
самосознание, инициативность, самостоятельность и толерантность, навык и опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Новое в образовании
и воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без старого это новое?
Изучение народной культуры
формирует навыки межличностного отношения. Способствует: углублению и
расширению знаний о родном крае; повышению мотивации интереса к окружающему
миру; созданию условий для творческого раскрытия личности ребенка; воспитанию
гордости за свой край, известных людей, тружеников сельского хозяйства;
воспитанию нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные
знания, способной к открытому восприятию мира.
Сегодня мы на многое начинаем
смотреть по-иному, многое для себя заново открываем, переоцениваем. Это
относится и к прошлому нашего народа. Именно здесь в нашем воспитании
неоценимую помощь может оказать педагогический опыт, уже накопленный веками,
сбереженный народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств.
Вы скажите, снова будете говорить о фольклоре. Да, речь
идет о фольклоре. Фольклор (народная
мудрость) – это народная педагогика. Это система эстетического воспитания детей
с помощью литературы и искусства (слова, музыки и движения), причем не для
избранных и наиболее одаренных, а для всех.
Спасительную и созидательную роль
может сыграть в этом вопросе народная педагогика. В народе сохранился
нравственный стержень: любовь к природе, труду, добру и правде. Народной педагогикой
определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни
духовной жизни народа.
В современных условиях народная
педагогика функционирует в различных формах и видах. Это традиционные формы
труда и взаимной помощи, праздники народного календаря, произведения устного
народного творчества, игры, игрушки и т.д. Изучение и освоение этнокультурного
наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему
передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей,
знаний, умений и навыков. Тогда образовательная система действительно начинает
выполнять свои прямые функции, передавать культурное наследие от поколения к
поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать, что культура является частью
образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за
передачу опыта от поколения к поколению.
Если раньше сама народная традиция
обеспечивала необходимый уровень житейско – нравственной эстетической
воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать система
учреждений дополнительного образования, которая вместе с семьей, школа и всей
общностью в состоянии создать эффективную систему вхождения маленького человека
в жизнь народной культуры. Приобщение к культуре дает возможность испытать
полноту бытия. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему
воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки,
но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами.
Обращение к культуре не носит случайный характер, в ансамбле «Лада» налажена
система работы, благодаря которой воспитательные возможности культуры максимально используются. Один из наиболее
эффективных путей решения – «погружение в культуру». Под «погружением»
понимается такая организация процесса, которая позволяет и детям и педагогу
приблизить к себе далекие «эпохи», оказаться в атмосфере иной культуры,
услышать голос «предков».
Анализируя опыт работы, приходишь к
выводу, что только использование всех видов занятий (урочной и внеурочной
деятельности), творческих мероприятий, экскурсий, походов, выступлений разного
уровня дает возможность формировать творческий коллектив в
котором у наших детей формируются знания и любовь к прошлому родной земли, бережное отношение к
природе – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого
народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, создавали
крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Осваивать
традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа,
помогает программа фольклорного ансамбля «Лада».
Хочется возродить в сознании наших детей общечеловеческие
ценности, поэтому педагог обращается в первую очередь к освоению глубин отечественной
культуры. Основой её является народная культура. В ней заложены гуманные идеи
единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как
части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования
лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову,
мужества, любви к отчей земле.
Народная культура воплощена в доступных
для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах,
домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен детям.
В
течение 5 лет дети на живом фольклорном и этнографическом
материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека,
и свое место в этом мире.
Волшебная
сказка в своей основе представляет собою миф, необходимо изучение атрибутов,
совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке яркость, красоту
и обаяние. При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов
персонажей: русский богатырь предстаёт не только как “храбр и наряден муж”, но
и как образец служения обществу (“Будь защитником, для вдов, для сирот, малых
детушек, для всего народа православного!”).
Народная сказка сохраняет в своих недрах следы древних обычаев и обрядов. Она способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеалов. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница). А для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Народная сказка сохраняет в своих недрах следы древних обычаев и обрядов. Она способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеалов. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница). А для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я
забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Поэтому так важно для меня, чтобы дети проявляли свою инициативу, чувствовали
себя свободно и могли раскрыться со всех сторон, проявив свою индивидуальность
и развить то доброе, что заложено в них изначально. При составлении занятий руководствуюсь
словами В.А. Сухомлинского: “Я советую всем учителям: берегите детский огонёк
пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим
этот огонёк, является радость успеха в обучении”.
Поэтому в ансамбле «Лада» планируется деятельность педагоги и детей так, чтобы каждый ребенок мог работать и проявить свои способности. В работе педагога Финк Е.А. используются различные формы и методы: наблюдение, исследование, ТСО (телевидение, радио, видео, аудиозапись, компьютер, газеты, журналы), чтение, анализ произведения, обсуждение, обмен мнениями, дискуссия, игры, проектирование, соревнование.
К теме урока подбираются соответствующие музыкальные произведения и репродукции картин, материал о культурно-историческом наследии нашей страны, что помогает целостно воспринимать картину окружающего мира. Привлекает и то, что ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (участие в театральных постановках, рисование, пение, сочинение своих произведений), выполняет проекты, творческие работы «Пословицы и поговорки в речи наших бабушек и родителей», «Собирание и описание старинных народных игр», «Наши любимые праздники».
Поэтому в ансамбле «Лада» планируется деятельность педагоги и детей так, чтобы каждый ребенок мог работать и проявить свои способности. В работе педагога Финк Е.А. используются различные формы и методы: наблюдение, исследование, ТСО (телевидение, радио, видео, аудиозапись, компьютер, газеты, журналы), чтение, анализ произведения, обсуждение, обмен мнениями, дискуссия, игры, проектирование, соревнование.
К теме урока подбираются соответствующие музыкальные произведения и репродукции картин, материал о культурно-историческом наследии нашей страны, что помогает целостно воспринимать картину окружающего мира. Привлекает и то, что ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (участие в театральных постановках, рисование, пение, сочинение своих произведений), выполняет проекты, творческие работы «Пословицы и поговорки в речи наших бабушек и родителей», «Собирание и описание старинных народных игр», «Наши любимые праздники».
Традиционно проводятся совместные
семейные фольклорные праздники для воспитанников и родителей ансамбля «Лада». Дети разыгрывают перед родителями целый
спектакль, построенный на прибаутках, пословицах, небылицах и других формах
устного народного творчества, наглядно показав, что целый год посещения занятий не прошёл даром.
Народная мудрость, пришедшая к нам из
глубины веков, тёплая уютная обстановка, интересные книги, а так же игры и
конкурсы, участниками которых стали и дети, и взрослые — всё это работает на
сплочение семьи. Завершается праздник сладким чаепитием.
Формы занятий: путешествие, экскурсия, встреча с интересными
людьми, музейный урок, праздник и другие.
Наши дети проживают свои школьные годы, свое детство и
юношество куда более радостно и содержательно. Они становятся более совершенными гражданами и раскрывают
многогранно свою богатую духовную и естественную природу. Подтверждение
тому – результаты работы. Воспитанники ансамбля «Лада» являются победителями
городских, региональных и международных конкурсов.
Мы верим в безграничность каждого
ребенка. Верим в искру Божию. Верим в преобразующую силу народного творчества.
Педагогическая копилка педагога:
II. Выступления на педагогических советах, конференциях:
- "Успех педагога- залог успешности ребенка" - выступление на педсовете ЦДТ, апрель 2020 год .
- Сборник статей конференции
- Особенности дистанционного образования Вебинар Презентация апрель, 2020 год
- Мастер класс. Организация шумового оркестра для ДОУ 2018 год
- "Участие родителей в разработке дополнительных образовательных программ. Реферат курсов, Челябинск, 2015 год.
- Педагогический проект с презентацией на тему: "Изучение русского музыкального фольклора, как средство развития духовно-нравственной личности ребенка".(победитель дистанционного международного конкурса Академия творчества-"Инновация", г. Казань).
- 3 приема педагогической техники с использованием современных технологий в рамках Всероссийского педагогического конкурса им. В.А. Сухомлинского 2015 г
- 3 приема педагогической техники с использованием современных средств в рамках Всероссийского педагогического конкурса им В.А. Сухомлинского 2015 г.(видео)
- "Приобщение детей к истокам русской народной песни"- репертуарный сборник для руководителей детских коллективов
- Фольклор в школе Русские песни Западной России, выпуск 1-3 Предлагаемый сборник ориентирован на работу с учащимися средней школы на уроках музыки по программе «фольклор».
Материал сборника предназначен и для внеклассной работы: он может быть и как ансамблевый репертуар, и как основа для разработки сценариев школьных праздников-обрядов, и как широкое поле творческой деятельности в самых разнообразных ее проявлениях для всех тех, кто соприкасается с миром народного искусства.
- 1. Сборник: Фонопедический подход в работе с детьми на музыкальных занятиях (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей образовательных учреждений.
2. Сборник "Фольклор на каждый день" (сборник содержит подборку произведений музыкального фольклора, которые могут быть использованы педагогами на занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры).
Комментариев нет:
Отправить комментарий